ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА КОМПОЗИЦИИ


В программе изучаются наиболее универсальные понятия композиции, основы графического дизайна, его азбука. Исследуются выразительные возможности точки, линии, геометрических фигур, различных абстрактных форм и фактур. Графические элементы рассматриваются как носители определенных ассоциаций и смыслов, а их взаимоотношения в поле композиции – как аналог взаимодействия реальных сил, как процесс моделирования различных ситуаций.

В системе пропедевтических упражнений демонстрируются основные функции композиции – выражение смысла и приведение в единство и гармонию всех ее элементов. Для этого используется аппарат композиционных категорий, объединенных в группы по сходным признакам, каждая из которых является самостоятельной темой: «Вектор», «Ритм», «Полярности», «Форма». В каждом задании – свой набор формальных средств и своя содержательная, смысловая задача.

Цель программы – инициация учащихся в композиционный процесс – сосредоточение и погружение в мир образов и форм, мобилизация художественной восприимчивости, воображения и интуиции. Каждое передвижение графической формы в поле листа дети учатся соизмерять со своими восприятиями, с возникающими ощущениями и чувствами. Процесс композиционного поиска – особое состояние единства внутреннего и внешнего, объективного и субъективного, содержания и формы, соответствия мыслей, чувств, моторики, при котором весь человек становится инструментом и проводником творчества. Это и полное погружение в работу, и внутренний контакт с полем композиции и его элементами, и прочувствование и осмысление существующих композиционных закономерностей. Это процесс вживания в образ, поиска адекватных способов его выражения и формы, способной вызвать необходимое состояние при помощи первичных абстрактных элементов.

Создаваемый образ служит камертоном всей композиции, ее формообразующим фактором. Соподчинение всех элементов главной идее позволяет найти соответствующий композиционный строй, добиться нужного эффекта. Постепенно приходит умение абстрагироваться от одних свойств и качеств, подчеркивать и выделять другие для лучшей передачи той или иной информации, понятия, идеи. Искусство композиции заключается и в том, чтобы сделать невидимое видимым, наглядным и предельно выразительным.

В процессе обучения исследуются основные функции и средства композиции, методы мышления, осваиваются технические приемы исполнения. Применение интенсивных технологий обучения стимулирует процесс творческого освоения и запечатлевания основных принципов теории композиции. Комплекс заданий курса является тренингом по развитию ассоциативно-образного и визуального мышления, воображения и фантазии, способствует концентрации внимания, внутренней визуализации образа, развитию чувства гармонии и соразмерности.

Время обучения: 1 год
Возраст учащихся: 12-13, 14-15 лет
Год обучения: пятый, «эксперимент»

Автор программы:
Сергей Таланкин

Авторская версия:
Ирина Егорова

Педагоги:
Сергей Таланкин
Ирина Егорова
Светлана Ленцкая
Ольга Колчина

[к списку программ]