ШРИФТ КАК ЭЛЕМЕНТ КОМПОЗИЦИИ /
КОМПЬЮТЕРНАЯ ТИПОГРАФИКА


Программы «Шрифт как элемент композиции» и «Компьютерная типографика» посвящены одному из важнейших средств графического дизайна – типографике. Шрифт рассматривается как носитель двойной информации: вербальной и визуальной. Буквы, слова, строки, тексты выступают как совершенные художественно-графические формы и знаки, как готовые элементы композиции в сочетании с другими элементами графического дизайна. Ценность буквы рассматривается не только с точки зрения ее языковой функции, но и как визуальной формы, способной вызывать различные зрительные ассоциации. Обращается внимание на геометрическую основу шрифтовых знаков, их пластические особенности, контрасты и подобия форм, сочетание шрифтовых знаков между собой, их расположение в листе, симметрию, ритм, пропорции и масштаб. Исследуются соотношения фигуры и фона, черного и белого, цвета и формы, шрифта и изображения.

Задания направлены на развитие ассоциативного и комбинаторного мышления, способности свободно оперировать формами и смыслами, на тренировку в визуализации образов и понятий. Основные композиционные категории рассматриваются в приложении к проблемам типографики. В процессе занятий происходит синтез вербального и образного мышления, абстрактного с практическим и технологическим. В программу входит знакомство со шрифтовыми гарнитурами, представление о модификациях и начертаниях шрифта в рамках одной гарнитуры, изучение логики проектирования шрифтов и построения отдельных букв, а также разработка монограмм, знаков на основе букв, логотипов и создание сложных шрифтовых композиций.

Часть заданий выполняется вручную, при этом используется широкий спектр графических техник, инструментов и материалов; основой других заданий служат нарисованные вручную и отсканированные изображения, которые в дальнейшем обрабатываются средствами графических редакторов; некоторые упражнения исполняются на компьютере от начала до конца. Компьютер помогает точно и качественно выполнить задание, значительно облегчает и ускоряет работу в процессе поиска и выбора наилучшего решения, позволяя быстро создать, одновременно увидеть и сравнить различные варианты композиции.

Упражнения исполняются в приложении векторной графики Macromedia FreeHand, сканирование и предварительная обработка изображений – в Adobe Photoshop. Большое внимание уделяется повышению технологичности и качества исполнения композиций, изучаются различные приемы, делающие процесс работы более эффективным и точным. Постепенно у учащихся развивается способность самостоятельно отбирать наиболее целесообразные в каждой конкретной ситуации инструменты, средства и методы работы.

Одно из необходимых условий обучения – просмотр информационных и справочных изданий, журналов и альбомов по шрифтовому и графическому дизайну. Знакомство с историей развития шрифта, эволюцией его форм, современными тенденциями и стилями способствует формированию шрифтовой и визуальной культуры, повышает профессиональную эрудицию, помогает ориентироваться во всем многообразии форм графического дизайна.

Время обучения: 1 год
Возраст учащихся: 15-16 лет
Год обучения: восьмой

Авторы программ:
Светлана Ленцкая
Ольга Левиаш

Педагоги:
Светлана Ленцкая
Сергей Таланкин
Ольга Левиаш
Ольга Костюченко
Любовь Литвинова
Ольга Колчина

[к списку программ]